Регистрация филиала, создание филиала 

Нередко в процессе осуществления субъектами хозяйствования деятельности возникает необходимость регистрации филиала в Минске или ином регионе Беларуси. 

Что такое филиал?

Согласно п.2 ст. 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть функций данного юридического лица, в том числе функции представительства. 

Филиал не является юридическим лицом; он наделяется имуществом создавшего его юридического лица и действует на основании утвержденного этим юридическим лицом положения. 

Имущество филиала учитывается отдельно на балансе создавшего его юридического лица (отдельно в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения).  

Руководители  филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. 

Филиалы должны быть указаны в уставе создавшего их юридического лица. 

В процессе создания филиала можно выделить несколько связанных между собой этапов.

1. Принятие решения о создании филиала.

Принятию решения о создании филиала предшествует возникновение объективной необходимости расширения деятельности юридического лица. Решение о создании филиала  юридического лица принимает орган, уполномоченный на совершение такого действия уставом либо законодательством. Так, в случае создания филиала хозяйственного общества таким органом является общее собрание участников, совет директоров (наблюдательный совет) хозяйственного общества либо исполнительный орган общества; решение в таком случае оформляется протоколом (чаще всего на практике уставом хозяйственного общества обязанность по принятию решения о создании филиала отнесена к компетенции общего собрания участников). При создании филиала унитарного предприятия, если уставом не предусмотрено иное, решение о создании принимает учредитель.

 2. Внесение изменения в устав.

      Согласно ч.4 п. 3 ст. 51 Гражданского кодекса, а также ст. 14 Закона «О хозяйственных обществах” филиалы должны быть указаны в уставе создавшего их юридического лица. Соответственно, в случае создания филиала необходимо внести эти сведения в устав юридического лица; данные изменения подлежат государственной регистрации согласно подп. 1.3 п. 1 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования".

       Для регистрации изменений, вносимых в устав юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

1) заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав коммерческой организации (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), по установленной законодательством форме (заявление и приложение В);

2) изменения в двух экземплярах, оформленные в виде приложений к уставу, без нотариального засвидетельствования и их копия в формате .doc или .rtf на электронном носителе (диске);

3) оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. Ставка госпошлины за регистрацию изменений и дополнений, вносимых в устав юридического лица, составляет 1 базовую величину (подп. 1.5 п. 1 приложения 22 к НК).

Заявление подписывается в присутствии уполномоченного сотрудника регистрирующего органа руководителем юридического лица либо иным лицом, уполномоченным на подписание заявления доверенностью, либо подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована нотариально.

      3. Утверждение положения о филиале.

В соответствии с п.3 ст. 51 Гражданского кодекса филиал не является юридическим лицом; он наделяется имуществом создавшего его юридического лица и действует на основании утвержденного им положения.

Выделим ряд сведений, которые должны быть отражены в положении:

 - указание на то, что это филиала, наименование и место нахождения филиала;

 - перечень полномочий, предоставляемых юридическим лицом филиалу, цели и предмет деятельности, распоряжение имуществом и прибылью, особенности приема и увольнения работников, управление деятельностью филиала (определяются наименование должности, полномочия руководителя подразделения, предел его ответственности). Также в положении могут быть урегулированы иные вопросы деятельности обособленного подразделения.

Необходимо помнить, что основным документом, определяющим полномочия руководителя филиала, является не положение, а доверенность, выданная юридическим лицом с соблюдением требований действующего законодательства. Данное правило закреплено в ч.3 п. 3 ст. 51 Гражданского кодекса.  

  1. Постановка на учет в государственных органах.

Филиал не является юридическим лицом, соответственно, не обладает в совокупности всеми теми признаками, которые присущи юридическому лицу, однако может иметь текущий (расчетный) или иной банковский счет. В случае предоставления филиалу права вести отдельный баланс и иметь свой банковский счет он подлежит постановке на учет с присвоением ему учетного номера плательщика. Согласно подп. 1.9.4 п. 1 ст. 22, п. 7 ст. 66 Налогового кодекса Республики Беларусь постановка на учет филиалов осуществляется налоговым органом по месту нахождения такого филиала на основании сообщения юридического лица о создании филиала, представляемого в срок не позднее десяти рабочих дней со дня его создания.

          Поскольку филиал является плательщиком обязательных страховых взносов, он также подлежит постановке на учет в органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ФСЗН). Документами, необходимыми для постановки на учет, являются:

 - копия положения о филиале юридического лица;

 - извещение о присвоении учетного номер плательщика;

 - информационное письмо с указанием, кто является директором и главным бухгалтером (бухгалтером) филиала;

 - заверенная копия устава юридического лица, которое создает филиал;

 - заявление о постановке на учет по форме, утвержденной постановлением Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.08.2009 N 12 "Об утверждении форм документов, необходимых для постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов в органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты".

            В течение месяца с момента наделения филиала правом на уплату страховых взносов филиалы обязаны зарегистрироваться в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии “Белгосстрах”. Документами, необходимыми для предоставления в обособленное подразделение страховщика, являются:

 - копия положения о филиале юридического лица;

 - решение юридического лица о наделении филиала правом на уплату страховых взносов в случае, если такое право предусмотрено в положении о филиале юридического лица;

 - заявление по форме, установленной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.07.2008 N 117 "О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2008 г. N 783".

См. также:

регистрация ООО

регистрация ЗАО

регистрация ИП

Заказ консультанта

Юридическая консультация онлайн

Консультация юриста предоставляется только по вопросам создания и ведения бизнеса в Республике Беларусь, а также смежным вопросам. Вводная консультация предоставляется бесплатно.

Введите этот код:
Код проверки


Новости